Главная / Район / МОМВД России "Козельский" / Ответственность за нецензурную брань и публичное оскорбление

Ответственность за нецензурную брань и публичное оскорбление

Юридическая ответственность за нецензурные выражения наступает в случае их применения в обществе, носящих оскорбительный характер против кого-то лично, или же выражения негатива в целом. Законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Административная ответственность за использование нецензурной лексики в зависимости от обстоятельств дела наступает по ст. 5.61 или 20.1 КоАП РФ.
Законом прямо не запрещено человеку ругаться матом на улице. Однако в ряде случаев это может быть расценено как нарушение. Например, как мелкое хулиганство.
Часть 1 ст. 20.1 КоАП РФ определяет мелкое хулиганство как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Если вы, ругаясь матом, нарушаете общественный порядок и выражаете явное неуважение к обществу, вам могут выписать штраф. А если не подчинитесь, когда сотрудник полиции попросит прекратить, сумма штрафа может быть увеличена до 2,5 тысяч рублей. Также предусмотрен административный арест до 15 суток.
Нецензурная брань в отношении родственников либо знакомых, употребляемая из личных неприязненных отношений в квартире или же в ином жилом помещении, не будет расцениваться как мелкое хулиганство.
Использование нецензурной лексики может быть расценено как оскорбление человека, т.е. унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.
Помните, что не имеет значения, соответствуют ли ваши оскорбления личности гражданина истинному положению дел или нет. Факты, на которых основывается оскорбление, могут иметь место в действительности, но это не снимет с Вас ответственности.
За это деяние ст. 5.61 КоАП РФ предусмотрен штраф на граждан до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - до 30 тыс. руб.; на юрлиц - до 100 тыс. руб., а за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, размер штрафа увеличится почти в два раза.
Доказательствами нанесения оскорбления могут служить: свидетельские показания, записи видеокамер, распечатки звонков, смс-сообщений, распечатки интернет-страниц, содержащие оскорбительные слова и выражения.
Существует судебная  практика   о привлечении к административной ответственности за оскорбления размещенные в сети Интернет, оскорбления  грубой нецензурной бранью в отношении  соседей, коллег по работе.
В 2011 году уголовная ответственность за оскорбление была исключена. Однако в уголовном кодексе предусмотрена ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК РФ), и те же деяния, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (ч. 2 ст. 148 УК РФ). Предусмотрена уголовная ответственность за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК РФ),  или оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ч. 2 ст. 297 УК РФ).
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением влечет уголовную ответственность по ст. 319 УК РФ.
Оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы, а так же  оскорбление подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы предусмотрена ст. 336 УК РФ.
В настоящее время необходимо быть более сдержанными и терпимыми, тем более что за свою несдержанность  вы можете отвечать перед законом.
1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". В связи с его принятием УК РФ дополнен ст. 314.1, предусматривающей ответственность за уклонение от административного надзора.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусматривает основания административного надзора. Согласно этим основаниям данная мера устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Из этого следует, что одним из обязательных условий установления административного надзора является наличие непогашенной либо неснятой судимости, в течение которой может применяться административный надзор.
Действующая редакция ст. 314.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, а также за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления, либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
К настоящему времени сложилась определенная практика применения данной нормы: суды при вынесении приговоров за уклонение от административного надзора учитывают рецидив преступлений в качестве отягчающего наказание обстоятельства .
Подобная позиция судов, на наш взгляд, является спорной по следующим обстоятельствам.
С одной стороны, действительно, в действиях лиц, уклоняющихся от административного надзора, можно выявить признаки рецидива преступлений. Согласно ч. 1 ст. 18 УК РФ рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Так, преступление, предусмотренное ст. 314.1 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины. В качестве ранее совершенных умышленных преступлений будут выступать деяния, перечисленные в ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в частности тяжкие или особо тяжкие преступления, преступления, совершенные при рецидиве преступлений, или умышленные преступления в отношении несовершеннолетнего. Безусловно, лица, в отношении которых выносится приговор по ст. 314.1 УК РФ, являются судимыми по вышеназванным преступлениям, что устанавливается материалами уголовного дела. Исходя из этого, назначая наказание по ст. 314.1 УК РФ, суды и учитывают рецидив преступлений в качестве отягчающего наказание обстоятельства.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусматривает основания административного надзора. Согласно этим основаниям данная мера устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Из этого следует, что одним из обязательных условий установления административного надзора является наличие непогашенной либо неснятой судимости, в течение которой может применяться административный надзор.


Пресс-служба МОМВД России «Козельский»