Главная / Район / Прокуратура / Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Деятельность прокуратуры Калужской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи осуществляется в соответствии с общегосударственными приоритетами и направлена на решение стоящих перед органами прокуратуры первоочередных задач по защите и охране материнства и детства, предупреждению преступности и правонарушений несовершеннолетних.
В современных условиях распространенными явлениями стали, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы в России значительно выросло количество «социальных сирот».
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная   семья, устройство в государственные учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
Для помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органу опеки и попечительства необходимо издать соответствующий акт (постановление, распоряжение или приказ). При этом в акте должны быть указаны реквизиты организации, в которую ребенок помещается под надзор. В связи с изложенным вопрос о том, в какую организацию будет помещен ребенок, должен решаться до издания акта о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 155.1 СК РФ под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
В соответствии со статьей 11 Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011)"Об опеке и попечительстве" при помещении подопечного под надзор в одну из вышеназванных организаций орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (пункт 1 статьи 39 ГК РФ).
Следует отметить, что "помещение под надзор" в Федеральном законе N 48-ФЗ и СК РФ используется исключительно для целей законодательства об опеке и попечительстве и означает возложение на вышеперечисленные организации функций по представительству и защите прав подопечных на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также возложение на эти организации ответственности за вред, причиненный подопечным, в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Основными приоритетными задачами, вышеуказанных организаций, является обеспечение условий пребывания детей, отвечающих требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил, нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В организациях создаются благоприятные условия пребывания, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей, а также воспитание, образование детей, защите их прав и законных интересов.
Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Деятельность организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть бесконтрольной государства.
Поскольку на организации возложены серьезные обязанности по охране жизни и здоровья, пребывающих в них детей, по предоставлению им питания, медицинской помощи, ухода, по обеспечению получения детьми образования, органы опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей.